АНДРЕЙ
НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ
(1888—1972)
Андрей Николаевич Туполев — выдающийся
учёный, действительный член Академии наук СССР, автор проектов большого числа самолётов.
Он родился в семье нотариуса. В 1908 г. поступил в Московское техническое
училище (МВТУ — Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана), где
под влиянием Жуковского увлёкся авиацией, участвовал в работе
воздухоплавательного кружка училища, из которого вышло впоследствии много
известных учёных и авиационных конструкторов.
Ещё в студенческие годы А. Н. Туполев
проектировал и строил учебные планеры (на одном из которых совершил несколько
полётов), аэродинамические трубы, участвовал в создании в МВТУ аэродинамической
лаборатории.
В 1916 г. Туполев совместно с другими членами
воздухоплавательного кружка МВТУ под руководством Н. Е. Жуковского участвовал в
создании в Москве Авиационного расчётно-испытательного бюро — одного из первых
научно-исследовательских центров в области авиационной техники.
В 1918 г. Туполев совместно с Н. Е. Жуковским
и другими учёными и инженерами принимал участие в организации в Москве
Центрального аэрогидродинамйческого института (ЦАГИ),
ставшего впоследствии одним из крупнейших научных центров в области аэрогидромеханики. С 1918 по 1935 г. он был заместителем
начальника ЦАГИ.
В ЦАГИ он возглавил отдел авиации,
гидроавиации и опытного строительства, принимал участие в проектировании,
постройке и испытании аэросаней. Туполев был
активным сторонником перехода на металлическое самолётостроение, и с октября
1922 г. был назначен руководителем Комиссии ЦАГИ по
металлическим самолётам.
В 1923 г. по его проекту был построен
лёгкий спортивный самолёт АНТ-1 (АНТ — начальные буквы имени, отечества и
фамилии А. Н. Туполева). Это был свободнонесущий моноплан с двигателем водяного
охлаждения мощностью 35л. с. Этот самолёт был смешанной, преимущественно
деревянной конструкции, однако в ряде агрегатов уже был использован
кольчугалюминий.
В мае 1924 г. был испытан в полёте первый
советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 — свободнонесущий моноплан с
верхним расположением крыла. На нём был установлен двигатель мощностью
100 л. с., скорость полёта достигала 170 км в час, высота полёта — 3300 м.
В 1925 г. руководимый Туполевым
конструкторский коллектив ЦАГИ завершил постройку ещё двух цельнометаллических
самолётов — АНТ-3 и АНТ-4.
АНТ-3 — цельнометаллический самолёт —
полутораплан с мотором М-5 мощностью 400 л. с.
Скорость его полёта превышала 200 км в час, потолок — более 5 км. Этот
самолёт был принят на вооружение советских военно-воздушных сил как
самолёт-разведчик, однако в крупное серийное производство он
запущен не был.
Большим успехом конструкторского бюро
Туполева было создание цельнометаллического свободнонесущего
тяжёлого моноплана АНТ-4 с двумя двигателями водяного охлаждения. По
своим размерам этот самолёт был одним из крупнейших в мире (длина — 18м, размах
крыла — 28,7 м, максимальный полётный вес — около 7,8 т).
Основным конструкционным материалом самолёта
АНТ-4 был кольчугалюминий. Низкорасположенное
свободнонесущее пятилонжеронное крыло (с
гофрированной обшивкой и толстым профилем), в котором размещалось много
топлива, позволяло обеспечить высокое значение грузоподъёмности и дальности
полёта (1350 км при полезной нагрузке 1 т).
В 1927 г. в ЦАГИ было завершено
проектирование (под общим руководством Туполева) самолёта-истребителя АНТ-5. Этот цельнометаллический одноместный самолёт-полутораплан обладал
весьма высокими летно-тактйческими данными: скорость
— 227 км в час, потолок — 7650 м. В 1929—1930 гг. под руководством Туполева
было завершено проектирование многоцелевого самолёта АНТ-7, который в
дальнейшем использовался по-разному: для дальней разведки, как самолёт
сопровождения (воздушный крейсер), в морском варианте (на поплавках), а также
как пассажирский самолёт (П-6).
В 1929—1931 гг. Туполевым были спроектированы
и построены пассажирские самолёты АНТ-9 и АНТ-14. Первый из них представлял
собой подкосный высокоплан с тремя двигателями
воздушного охлаждения. Скорость его полёта превышала 200 км в час. Он был
рассчитан на 9 пассажиров и в течение ряда лет использовался на воздушных
линиях страны. Дальнейшим развитием этой схемы явился самолёт “Правда”
(АНТ-14), на котором было установлено 5 двигателей. Его скорость превышала 230
км в час, он мог перевозить до 36 пассажиров.
Логическим развитием
конструкции АНТ-4 явился созданный конструкторским коллективом ЦАГИ в 1930 г.
самолёт АНТ-6, на котором было установлено 4 двигателя общей мощностью 2800 л.
с. Его полётный вес составлял 16—19 т. В последующих модификациях перегрузочный
полётный вес был доведён до 24 т. Самолёт АНТ-6 и его последующие модификации
производились в большом количестве, находились в эксплуатации около 10 лет и использовались как боевые машины, а также для доставки научных
экспедиций в район Северного полюса, как грузовой транспорт в системе гражданского воздушного флота и Главного управления
Северного морского пути.
Дальнейшим развитием этой схемы явилось
создание тяжёлых многомоторных цельнометаллических самолётов АНТ-16 (1933) и
АНТ-20 (1934). Тяжёлый бомбардировщик АНТ-16 представлял собой шестимоторный свободнонесущий моноплан с размахом крыла 31
м. Полётный вес самолёта составлял 33 т, бомбовая нагрузка — 4т.
Большое значение в истории авиации имеет
созданный под руководством Туполева самолёт “Максим Горький” (1934), в
конструкции которого исключительно смело были решены
вопросы увеличения размеров и тоннажа машины. Этот самолёт был самым крупным
для своего времени восьмимоторным самолётом. Размах
его крыльев составлял 63 м, длина самолёта — 32,5, высота на стоянке — 10,5 м„
общая мощность двигателей — около 7000 л. с., максимальная скорость — 260 км в
час, дальность полёта при весе 42 т — 2 тыс. км. Самолёт мог вместить до 80
пассажиров.
В первой половине 30-х годов возглавляемый
Туполевым конструкторский коллектив работал над созданием скоростных и пушечных
истребителей. В период 1931—1933 гг. был построен и проходил лётные
испытания опытный одноместный истребитель АНТ-23, в 1933 г. был создан
скоростной истребитель АНТ-31, в феврале 1935 г. начались лётные испытания
скоростного пушечного истребителя АНТ-29.
В 1932 г. ЦАГИ приступил к созданию
рекордного самолёта АНТ-25. В июне 1933 г. был совершён первый полёт. Этот
самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан с одним двигателем
жидкостного охлаждения мощностью 860 л. с., и предназначался для дальних
беспосадочных перелётов на расстояния более 10 тыс. км. В последующие годы на
этом самолёте были установлены международные рекорды дальности полёта без
посадки и совершён ряд выдающихся полётов, вошедших в историю мировой авиации.
На этом самолёте экипажи советских лётчиков В. П. Чкалова и М. М. Громова
совершили перелёт в Америку через Северный полюс.
В 1933—1934 гг. под руководством Туполева был
спроектирован скоростной самолёт-бомбардировщик АНТ-40 с двумя двигателями
мощностью 800 л. с. Это был первый советский фронтовой бомбардировщик, его
скорость превышала 400 км в час, дальность полёта составляла 1000 км, на нём
впервые была установлена гладкая металлическая обшивка.
В 1936 г. была завершена работа по созданию высотного скоростного бомбардировщика дальнего действия
АНТ-42. Его потолок составлял 11 км, а на высоте 8—9 км скорость превышала 400
км в час.
Наряду с созданием сухопутных самолётов в
ЦАГИ с середины 20-х годов проводилась работа по проектированию и постройке
гидросамолётов. В 1930 г. было завершено строительство первого гидросамолёта
АНТ-8, в 1934 г. был впервые опробован в воздухе АНТ-22, а также начались
лётные испытания морского дальнего разведчика АНТ-27,
который позднее был переоборудован в морской торпедоносец-бомбардировщик.
Последним гидросамолётом, сконструированным в
конструкторском бюро Туполева, была морская летающая лодка АНТ-44, лётные
испытания которой начались в апреле 1937 г. На этом самолёте было установлено
несколько международных рекордов скорости полёта и подъёма груза на высоту.
В 1936 г. в ЦАГИ было организовано
самостоятельное конструкторское бюро Туполева. Дальнейшая работа бюро была в
основном посвящена подготовке военных самолётов. В 1942 г. началось
производство бомбардировщика Ту-2 (Ту — начальные буквы фамилии Туполева) с
двумя двигателями воздушного охлаждения мощностью до 1850 л. с. Самолёт
развивал максимальную скорость 547 км в час на высоте 5400 м. Дальность полёта
достигала 2100 км.
В послевоенные годы возглавляемое Туполевым
конструкторское бюро подготовило к выпуску несколько типов боевых и
транспортных самолётов, среди которых большую роль в ускорении технического
прогресса авиапромышленности СССР сыграл Ту-4.
В начале 50-х годов в конструкторском бюро
Туполева был создан один из первых в мировой авиации скоростной турбореактивный
бомбардировщик с крылом большой стреловйдности Ту-16,
который в дальнейшей модификации стал самолётом-ракетоносцем. На его основе был
разработан также первый в СССР реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1955).
Создание самолёта Ту-104 сыграло большую роль
в развитии гражданского воздушного флота СССР. Начиная
с 1956 г. он стал основным типом самолётов на магистральных линиях “Аэрофлота”.
Его скорость достигала 800—900 км в час, дальность полёта — 3—3,2 тыс. км. Этот
самолёт мог перевозить до 100 пассажиров.
В 1957 г. был построен и прошёл лётные испытания
ещё более крупный реактивный пассажирский самолёт Ту-114 с четырьмя
турбовинтовыми двигателями. Он был рассчитан на дальность полёта до 9 тыс. км,
развивал скорость 770 км в час и мог перевозить 170 пассажиров.
В 1962 г. начали поступать на воздушные линии
56-мёстные Ту-124, затем 72-мёстные Ту-134. В 1968г. был испытан самолёт
Ту-154, рассчитанный на перевозку 164 пассажиров со скоростью до 1000 км в час
на расстояние до 6 тыс. км. В декабре 1968 г. впервые в мире совершил
испытательный полёт сверхзвуковой пассажирский реактивный самолёт Ту-144.
В 1972г. конструкторское бюро Туполева
отметило своё пятидесятилетие. За эти годы под руководством Туполева было
спроектировано и построено свыше 100 типов летательных аппаратов. В
самолётостроении Туполевым была создана своя собственная школа. Под его
руководством работали такие известные учёные и инженеры, как А. А.
Архангельский, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, П. О.
Сухой и др. Впоследствии все они стали известными авиационными конструкторами.
А. Н. Туполев был не только выдающимся
авиационным конструктором, но и крупным учёным. Продолжая работы Н. Е.
Жуковского, он разрабатывал основы аэродинамического расчёта самолёта, теорию
расчёта на прочность и др. За научные заслуги он был избран в 1933 г. членом-корреспондентом,
а в 1953 г.—действительным членом Академии наук СССР.
Туполев был лауреатом Государственных и Ленинской
премий. За исключительные заслуги он был награждён многими орденами и медалями
СССР, трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Научные заслуги Туполева были отмечены не
только в СССР, но и в Италии, Англии и Соединённых Штатах Америки. В 1970 г.
Национальный центр развития средств воздушного транспорта Италии присудил
Туполеву премию имени Леонардо да Винчи “За проектирование первого в мире
сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144”. В 1970 г. Туполев был избран
почётным членом Королёвского общества аэронавтики Англии и награждён
специальным дипломом этого общества. В 1971 г. его избрали почётным членом
Института астронавтики и аэронавтики США.
До последних дней жизни Туполев работал с
неизменной плодотворностью и самоотверженностью. Это был человек неистощимой
энергии и большой силы воли.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Строительная механика
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов