Собко

 

 

СОБКО Петр Иванович

(30.05.1819 — 26.11.1870)

Механик и инженер Петр Иванович Собко родился в Киеве в мелкопоместной дворянской семье.

В 1829 г. он поступил в третий класс Нежинского лицея, который назывался тогда «Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко» и был привилегированным учебным заведением с 9-летним сроком обучения. Выпускники лицея, так же как и выпускники университета, освобождались от экзаменов по производству в высшие чины. Этот же лицей окончил Николай Васильевич Гоголь. В 1836 г. П. И. Собко первый по успехам окончил лицей, а в 1837 г. поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения.

В 1840 г. П. И. Собко окончил институт в чине поручика, имя его как лучшего из выпуска было занесено на мраморную доску в Актовом зале института. После окончания он был оставлен при институте для подготовки к профессорской деятельности. Ему было поручено руководство проектированием мостов и упражнениями по теоретической механике, а в 1844 г. — чтение лекций по мостостроению.

В 1842 г. П. И. Собко был приглашен в качестве преподавателя математики в Училище гражданских инженеров, аналитической механики в Горный институт, а так же математики и практической механики в Первый кадетский корпус.

Преподавание математики и механики прекратил только в начале 50-х годов.

Еще воспитанником выпускного класса института он начал работать под руководством инженера Станислава Валериановича Кербедза (24.02.1810 — 07.07.1889) над проектом постоянного висячего моста через р. Неву против Исаакиевской площади, а затем — над проектами Благовещенского моста и других малых чугунных арочных мостов через реки и каналы Петербурга. Им были выполнены все расчеты и чертежи, что потребовало разработки методики их расчета. Результатом этой разработки явилась статья, которая была первой русской работой, посвященной вопросам расчета статически неопределимые конструкций.

В 1845 г. П. И. Собко был назначен помощником профессора по курсу построения мостов, а в 1848 г. ему было поручено читать курсы «Теория сопротивления строительных материалов», «Устойчивость зданий» и «Сухопутные сообщения». Тогда же он был назначен исполняющим должность профессора, а в 1851 г. — профессором по курсу строительного искусства.

П. И. Собко ввел в курс строительной механики разделы о расчете решетчатых ферм, об определении касательных напряжений при изгибе составных балок на основе исследований Д. И. Журавского, теорию кривых стержней и двухшарнирных арок, разработанную самим Собко. Им впервые начали излагаться вопросы ударной и усталостной прочности материалов.

П. И. Собко были сформулированы основные принципы рационального проектирования профиля рельса, и за 10 лет до Э. Винклера отмечена необходимость учета неразрывности рельса при расчете его на изгиб.

Ряд статей П. И. Собко посвятил также вопросам мостостроения, железнодорожной технике и экономике, практической механике, строительному делу.

Одной из крупнейших исторических заслуг П. И. Собко перед русской наукой и техникой является создание им в 1853 г. первой в России и в континентальной Европе механической лаборатории в Институте корпуса инженеров путей сообщения.

Большое внимание П. И. Собко уделял также пополнению музея института, учрежденного еще в 1813 г.

В конце 50-х годов П. И. Собко являлся одним из самых авторитетных и уважаемых профессоров института. Летом 1862 г. П. И. Собко по собственному желанию был освобожден от преподавания в институте и назначен главным инженером Петербургско-Варшавской железной дороги. В 1869 г. он перешел на должность начальника службы подвижного состава и тяги.

Незадолго до смерти П. И. Собко совместно с военным инженером Ф. Жербиным разработал проект Нижегородско-Казанской ж. как первого звена Большой Сибирской линии с ответвлением в Среднюю Азию. В проекте была обоснована политическая и экономическая необходимость постройки этих дорог для России.

Покинув институт, П. И. Собко не порвал связи с ним. В 1864 г., после преобразования Института в гражданское учебное заведение, он был назначен членом конференции института. При его участии были разработаны новое положение об институте, новый учебный план. По его предложению был создан фонд для пособий «недостаточным» студентам. П. И. Собко стремился создать научно-техническое объединение русских инженеров. Он был одним из организаторов Русского Технического Общества, созданного в 1866 г.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru