Шаль Мишель

 

 

Шаль Мишель

(1793—1880)

             Важные исследования в области теоретической кинематики и кинематической геометрии выполнил выдающийся французский геометр и историк науки Мишель Шаль (Michel Chasles, 1793—1880). Он по окончании лицея учился в Политехнической школе, затем поселился в Шартре, где занялся банковской деятельностью. В 1837 г. он опубликовал свою работу по истории геометрии («Арегcu historique sur 1'origine et le developpement des methodes de la geometrie»), которая в 1883 г. была переведена на русский язык.  В 1841 г. Шаль был приглашен на кафедру построения машин. В 1846 г. он занял кафедру высшей геометрии в Сорбонне, созданную специально для него. С этого времени он становится руководителем французских геометров, развивая во Франции новое для них направление синтетической проективной геометрии. Он в значительной степени развил направление кинематической геометрии, которое попало в его поле зрения в связи с курсом построения машин. В 1851 г. Шаль был избран в Парижскую академию наук. Он был членом многих иностранных академий, в том числе членом-корреспондентом, а затем почетным членом Петербургской академии наук. В своих историко-научных исследованиях Шаль развил тезис о преемственности научных идей, чем восстановил против себя некоторых ученых (в том числе и Понселе). Уже в преклонном возрасте, в 1870 г., Шаль в рядах национальной гвардии защищал Париж от наступающих прусских войск. В своем «Курсе машин» Шаль определяет машину следующим образом: «Под именем машин вообще описывают такие аппараты, предметом которых является производить на некое сопротивление, расположенное в заданной точке, действие, произведенное двигателем, приложенным к другой точке, иначе говоря, передавать некоторому заданному телу движение, сообщенное другому телу... Машины следует рассматривать с двух основных точек зрения: геометрической и механической. Первая касается структуры машины, абстрагируясь от движущих сил (приводящих в движение и сопротивляющихся), которые развиваются в ней. Здесь рассматриваются лишь перемещения, соответствующие различным частям машины, и геометрические отношения, имеющие место между этими перемещениями, вследствие связей и взаимозависимостей, которые сохраняют между собой части машины...». Впервые кинематическая сущность машины была подчеркнута с такой ясностью. Это желание проникнуть в геометрию машины отражается и на содержании всего курса, в котором значительная часть посвящена «органам машин» — механизмам. В ряде теорем, частично опубликованных еще в «банковский» период его деятельности, Шаль привел в порядок основания кинематической геометрии. Так, в 1830 г. он определил, основные геометрические свойства перемещения систем, остающихся подобными самим себе в процессе движения. Для двух произвольно расположенных в пространстве тел существует некоторая прямая, такая, что одно из тел можно повернуть вокруг нее для размещения его подобным образом относительно другого. Для двух подобных многоугольников, расположенных в одной плоскости, всегда существует в плоскости точка, отношение расстояний которой до соответствующих вершин этих многоугольников постоянно и равно отношению сходственных сторон. Если повернуть один из многоугольников вокруг этой точки на определенный угол, то точка окажется центром подобия по отношению к обоим многоугольникам. Если на плоскости расположены произвольным образом два равных многоугольника, то всегда существует в плоскости точка, одинаково удаленная от соответствующих вершин этих многоугольников. На основании этих положений Шаль разработал метод построения нормалей к механически воспроизводимым кривым. Для двух положений тела в пространстве Шаль сформулировал следующую теорему: тело можно перевести из одного положения в другое одним винтовым движением. Таким образом, винтовое движение является наиболее общим пространственным движением тела. В 1827 г. Коши доказал, что перемещение фигуры в плоскости может быть получено с помощью катания кривой, связанной с фигурой, по неподвижной кривой, связанной с плоскостью. В 1837 г. Шаль обобщил эту теорему и дал метод построения мгновенных центров вращения для движущихся фигур. Метод этот дал возможность определить радиусы кривизны целого ряда механических кривых. Некоторые вопросы пространственной кинематики решил Родриг. Ему, в частности, принадлежит решение задачи относительно нахождения равнодействующего движения двух конечных последовательных вращении в пространстве около двух пересекающихся осей. Родриг высказал также свойство сопряженных вращении возле осей непересекающихся и непараллельных при конечном движении неизмеряемой системы в пространстве. В 1845 г. Шаль исследовал ряд геометрических свойств бесконечно малого движения свободного тела в пространстве. Шаль ввел при этом понятие фокуса плоскости, характеристики плоскости и сопряженных прямых.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru