ГОЛОВИН Харлампий Сергеевич
(13.02.1844
— 22.03.1904)
Механик
и инженер Харлампий Сергеевич Головин среднее
образование получил вначале в Александровском сиротском кадетском Корпусе в
Москве, а затем в инженерном отделении третьего специального класса Константиновского
военного училища. После окончания училища и последующей двухлетней службы в
саперном батальоне Головин в 1865 г. поступил в Николаевскую инженерную
академию в Петербурге, которую окончил в 1868 г. с занесением его имени на
мраморную доску. Отклонив предложение академии остаться репетитором (младшим
преподавателем), он поехал на постройку Московско-Ярославской железной дороги,
где вначале работал начальником дистанции, а затем занимался проектированием и
расчетом подвижного состава Ярославско-Вологодской
узкоколейной железной дороги. Через четыре года Х. С. Головин вернулся в
академию, где стал работать репетитором по математике и одновременно прослушал
полный курс физико-математических дисциплин в Петербургском университете.
В
1875 г. Головин начал читать лекции по строительной механике в Николаевской
инженерной академии и Петербургском технологическом институте. В этом же году
академия направила его в заграничную командировку, и он в течение года слушал
лекции Г. Кирхгофа и Г. Гельмгольца в Берлине и в течение нескольких месяцев
занимался проектированием паровых машин в Льеже (Бельгия).
В
1876 г. Головин был избран адъюнкт-профессором
(помощником профессора) Николаевской инженерной академии.
В
1877 г. он добровольцем вступил в действующую армию и участвовал в качестве
военного инженера в русско-турецкой войне, а к началу 1878/79 учебного года
вернулся в Петербург и приступил к преподаванию в Николаевской инженерной
академии и Петербургском технологическом институте.
В
1888 г. Х. С. Головин принял на себя обязанности помощника директора
Харьковского технологического института и с 1888 по 1891 гг. читал в этом
институте лекции по строительной механике.
В
1891 г. он был назначен директором Петербургского технологического института, а
в 1902 г. — попечителем Петербургского учебного округа.
С
1892 по 1902 гг. он состоял членом Инженерного совета Министерства путей
сообщения, где занимался рассмотрением проектов мостов и различных сооружений
на железных дорогах. Головин принимал участие в работе жюри на многих всемирных
выставках и, в частности, на выставках в Чикаго и Париже (1900 г.), за работу,
на которой он получил командорский крест ордена Почетного легиона.
Х. С. Головину принадлежат: решение задачи изгиба
кривого бруса большой кривизны прямоугольного поперечного сечения методами
теории упругости, статьи по интегрированию уравнений вращательного движения
продолговатого снаряда, по расчету арок, по исследованию остаточных напряжений,
по применению начала наименьшей работы к расчету статически неопределимых
стержневых систем, большое количество неопубликованных работ по различным
вопросам механики и теории упругости, которые он из-за недостатка времени не успел подготовить к печати и опубликовать, а также
литографированный курс строительной механики,
прочитанный им в Петербургском практическом технологическом институте в
1884—1885 гг.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Строительная механика
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов