Галеркин

 

 

Галеркин Борис Григорьевич

(1871 – 1945)

Борис Григорьевич Галеркин родился 20 февраля (4 марта) 1871 г. в Полоцке. Его родители имели в этом городе собственный дом, но кустарный промысел, которым они занимались, не давал полного достатка в доме. Уже с 12 лет будущий академик вынужден был подрабатывать перепиской бумаг в Сиротском суде (видимо, в ту пору у него и выработался изящный, но без украшательств, мелкий, но легко разбираемый почерк). В Полоцке он окончил реальное училище, а экзамены за дополнительный класс, дававший право на поступление в высшую школу, сдал экстерном в Минске в 1893 г. в возрасте 22 лет и в том же году поступил на механическое отделение Санкт-Петербургского технологического института.

Материальные затруднения заставляли Бориса Григорьевича отвлекаться от учебы в институте ради заработка уроками и чертежной работой.

Как и многие другие студенты-технологи, он оказался вовлеченным в политическую жизнь, вошел в социал-демократический кружок. В год окончания института (1899) он стал членом РСДРП. Возможно, именно это обстоятельство стало причиной частых перемен места службы. Первые три года после института Борис Григорьевич работал инженером-конструктором на Харьковском заводе Русского паровозостроительного и механического общества, одновременно проводил занятия на курсах для рабочих. С конца 1903 г. он инженер на строящейся линии Восточно-Китайской железной дороги, через полгода - уже в Петербурге в должности заведующего техническим отделом Северного механического и котельного завода. Участвовал в организации Союза инженеров в Петербурге и в 1905 г. был арестован за подготовку всеобщей забастовки инженеров. В 1906 г. Борис Григорьевич становится членом Петербургского Комитета РСДРП и нигде не служит.

Неизвестно, куда бы завела политическая деятельность этого талантливого и энергичного человека, если бы не случай... 23 июля (5 августа) 1906 г. полиция окружила дом № 13 на Алексеевской улице близ станции Удельная и задержала почти всех участников заседания Комитета. Петербургская судебная палата 13 (26) марта 1907 г. 19 членам Комитета вынесла приговор, который оказался удивительно мягким, если учесть, что при аресте некоторые комитетчики отстреливались: один был приговорен к двум годам крепости, 8 человек, в их числе Б.Г.Галеркин, он же "Захар", - к полутора годам, а остальные оправданы.

В тюрьме, известной под названием "Кресты", Борис Григорьевич навсегда охладел к революционной деятельности и полностью отдался науке и инженерному делу. Тюремные условия того времени подобное позволяли. Более того, судя по записи в трудовой книжке, Борис Григорьевич с апреля 1907 г. целый год числился инженером по проектированию и постройке котельной электростанции в Петербурге (позже 1-й Государственной электростанции). Факт этот нигде не пояснен, а сам Борис Григорьевич позже старался не вспоминать о своем революционном прошлом и в анкетах советского времени на назойливые вопросы о принадлежности к каким-либо партиям отвечал туманно. Конечно, он знал о трагической участи старых членов партии, а главное, что он скрывал, и что могло бы стоить ему жизни, - в состав Петербургского Комитета Борис Григорьевич был избран от меньшевистского крыла РСДРП.

Новый 1909-й год Борис Григорьевич встретил на свободе. Уже в марте он стал преподавателем Петербургского политехнического института. В том же году в "Известиях" института была опубликована первая его научная работа "Теория продольного изгиба и опыт применения теории продольного изгиба к многоэтажным стойкам, стойкам с жесткими соединениями и системам стоек". Работа со столь длинным названием и по объему была солидной - 130 страниц. Написана она была в "Крестах". В том же году летом Борис Григорьевич отправляется за границу для осмотра интересующих его сооружений. И последующие четыре летних периода, то есть до начала войны, он, подобно другим преподавателям института, использовал для поездок в Европу с научными целями. Он побывал в Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии и Швеции.

Б.Г.Галеркин преподавал курс строительной механики на механическом отделении, то есть руководил упражнениями и проектированием. Лекции же читал профессор В.Л.Кирпичев - известнейший ученый в области механики и по сути глава петербургской школы механиков. Впрочем, сами эта школа была сосредоточена в основном в Политехническом институте: здесь, например, работали И.Г.Бубнов, А.Н.Крылов, И.В.Мещерский, С.П.Тимошенко.

С осени I9II г. Борис Григорьевич по совместительству преподавал в Женском политехническом институте. В 1913 г. он получил заказ на проектирование металлического здания котельной электростанции в Петербурге – первого в России крупного металлического здания со значительными нагрузками, признанного позднее одним из самых выдающихся инженерных сооружений в Европе. Б.Г.Галеркин регулярно печатался в "Известиях" института, а с I9I5г. также в "Вестнике инженеров". До 1915 г. в сфере его научных интересов в основном были стержневые системы, а затем они распространились и на пластины.

В 1915 г. Б.Г. Галеркин опубликовал статью, где предложил приближенный метод решения краевых задач для дифференциальных уравнений. Этот метод был применен им к большому числу задач о равновесии стержней и пластин. Несколько ранее И.Г.Бубнов указал на аналогичную последовательность расчета для приближенного решения вариационных задач, которая трактовалась им как возможное видоизменение алгоритма метода Ритца. Отличительной особенностью рассуждений Б.Г.Галеркина являлось, во-первых, то, что он не связывал развиваемый им метод с непосредственным решением вариационных задач и считал его общим для решения дифференциальных уравнений; во-вторых, в задачах равновесия он дал трактовку своему методу на основе начала возможных перемещений. Именно эти идеи оказались весьма плодотворными не только применительно к решению задач строительной механики, но и вообще в математической физике.

Метод Галеркина (или Бубнова-Галеркина), а также Галеркинская (или "слабая") форма постановки задачи решения дифференциальных уравнений широко известны во всем мире. В наши дни они лежат в основе алгоритмов решения большого числа задач математической физики из области механики, термодинамики, электромагнетизма, гидродинамики и многих других. Создано большое число программных комплексов, реализующих алгоритм метода Галеркина. Только в Интернете можно найти несколько тысяч ссылок на метод Галеркина.

В январе 1919 г. Борис Григорьевич стал профессором 2-го политехнического института (бывшего Женского), оставаясь в 1-м политехническом институте (так стали именовать бывший Политехнический институт императора Петра Великого) преподавателем механического факультета (бывшего отделения). В марте 1920 г, на этом факультете была учреждена профессорская кафедра строительной механики, и Борис Григорьевич занял ее по конкурсу. Летом 1921 г. эмигрировал в Польшу видный ученый в области строительной механики и теории упругости С.П.Белзецкий, занимавший кафедру строительной механики на инженерно-строительном факультете. На освободившуюся кафедру был объявлен конкурс, Борис Григорьевич принял в нем участие и в начале 1922 г. перешел на более близкий ему по инженерной деятельности факультет.

Впрочем, инженерный талант Бориса Григорьевича в то время оказался никому не нужным, и можно было сосредоточиться на научных проблемах. Перед этим, в 1917-1919 гг., Борис Григорьевич опубликовал серию работ по изгибу прямоугольных и треугольных пластин в упомянутых выше изданиях, а также в "Известиях Российской Академии наук". Затем в публикациях последовал перерыв, и только в 1922 г. они возобновились, но уже в иностранных журналах (в Советской России бумаги на научную литературу не было).

В декабре 1923 г. Борис Григорьевич был избран деканом инженерно-строительного факультета Политехнического института. Произошло это в очень важный для института период, когда группа деканов подала в отставку, протестуя против бесцеремонного вмешательства в учебную жизнь так называемых студенческих представителей, направляемых профсоюзным и партийным комитетами. Борис Григорьевич оказался умелым руководителем факультета. Он сумел нейтрализовать чрезмерно активных "помощников", которых ему навязали, и не очень спешил исполнять распоряжения некомпетентных руководителей, проводивших бесконечные эксперименты в высшей школе. В 1924 - 1929 гг. Борис Григорьевич по совместительству был профессором в путейском институте и в Университете. В 1924 г. ему довелось в последний раз побывать за границей, - он был участником Конгресса по прикладной механике в Голландии.

Весной 1926 г. Борис Григорьевич узнал, что Наркомпрос принял решение о закрытии сухопутно-дорожного отделения на его факультете. Решение это было втайне от декана подготовлено Правлением и парторганизацией института в связи с проводившейся кампанией по ликвидации параллельных специализаций. Между тем отделение было единственным в стране, где с 1907 г. готовили специалистов по строительству электрифицированных магистральных и городских железных дорог, а также метрополитенов. Борис Григорьевич сумел добиться в Москве отмены опрометчивого решения. За время пребывания Бориса Григорьевича на посту декана на факультете была создана первая лаборатория - гидротехническая (ныне гидравлическая), пристроенная к гидробашне. Он же добился правительственного одобрения идеи о создании для факультета других крупных лабораторий (на их базе был создан ВНИИ гидротехники).

В январе 1928 г. Борис Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН ССCP. Его кандидатура была выдвинута академиками А.Ф.Иоффе, А.Н.Крыловым, П.П.Лазаревым. В октябре 1929 г. он ушел с поста декана. Вслед за этим инженерно-строительный факультет "раскололся": от него отделились гидротехническое и мелиоративное отделения, ставшие факультетом водного хозяйства. Ослабленный инженерно-строительный факультет вскоре прекратил свое существование в Политехническом институте и превратился в Институт инженеров промышленного строительства, просуществовавший, впрочем, недолго. Факультет водного хозяйства остался, но тоже на время стал институтом – Гидротехническим. Борис Григорьевич был профессором в обоих институтах.

Борис Григорьевич уже в 20-х годах являлся ученым с мировым именем. Он, кроме того, был признанным авторитетом в среде инженеров-проектировщиков. Недаром его приглашали в качестве консультанта при проектировании и строительстве ряда крупных сооружений Северо-Запада (теплоэлектроцентрали, Волховской ГЭС, Кондопожского комбината и др.). Он был членом технических советов проектных институтов Гипромез и Гипроцветмет, членом советов научно-исследовательских институтов: Научно-мелиорационного (затем - Института гидротехники), Института сооружений. По завершении строительства гидроэлектростанции на Днепре Борис Григорьевич был членом Правительственной комиссии по приемке этого сооружения.

В 1934 г. Борис Григорьевич получил две ученые степени: доктора технических наук и доктора математики, а также звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. В начале 1936 г. его избрали действительным членом АН СССР. Он был включен в состав Высшей аттестационной комиссии Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию, являлся председателем группы технической механики отдаления технических наук АН СССР и директором Института механики АН СССР, возглавлял Всесоюзное научное инженерно-техническое общество строителей и его Ленинградское отделение. В апреле 1936 г. постановлением Совнаркома Борис Григорьевич был назначен председателем комиссии Совета строительства по экспертизе эскизного проекта стального каркаса с конструкциями стен и перекрытий Дворца Советов в Москве, который стал бы в случае постройки самым помпезным зданием на планете.

Несмотря на громкие титулы, Борис Григорьевич оставался профессором все той же кафедры строительной механики гидротехнического факультета (Гидротехнический институт снова превратился в факультет в 1934г.). Он читал в основном курс теории упругости, мало понятный для студентов того времени, имевших очень слабую математическую подготовку. Рассказывают, что студенты приходили на его лекции, чтобы посмотреть на "живого академика", и разочаровывались. Небольшого роста, щуплый, с тихим голосом, Борис Григорьевич никак не отвечал образу крупного ученого, облеченного правительством большими полномочиями. Известно, что однажды академика просто вытолкали из трамвая более крупные граждане, а администрация института после этого даже ходатайствовала о предоставлении Борису Григорьевичу личного автомобиля.

В 1939г., когда на базе Института инженеров промышленного строительства было образовано Высшее военно-инженерное училище, Борис Григорьевич, как начальник кафедры строительной механики этого училища и как академик, получил звание генерал-лейтенанта. Скромный в жизни и никогда до этого не бывавший в армии, Борис Григорьевич обязан был носить генеральскую форму и очень пугался и махал руками, когда кто-то по-военному начинал отдавать ему рапорт.

Летом 1941 г., с началом войны, при Ленинградском горкоме ВКП(б) и горсовете была создана Комиссия по руководству строительством оборонительных сооружений. В составе Комиссии оказалось несколько академиков и крупных ученых (почти все -политехники), но имел непосредственное отношение к строительству только один Борис Григорьевич; он по существу и руководил работой Комиссии. Одновременно Борис Григорьевич возглавлял группу экспертов при начальнике инженерной обороны Ленинграда.

Позже, будучи эвакуированным в Москву, Борис Григорьевич вошел в состав Военно-инженерной комиссии при АН СССР. Непрерывная и напряженная работа, безусловно, подтачивала силы далеко не молодого ученого. Вскоре после окончания войны, 12 июля 1945 г., Борис Григорьевич Галеркин скончался в Москве.


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru