Бориньи Антонио
(1781 —1863)
В 20-х годах XIX в.
над вопросами науки о машинах работал Джузеппе Антонио Борньи.
Он был профессором университета в Павии и членом
Туринской академии наук, основанной в середине XVIII в.
Лагранжем и группой его учеников. Основной труд Борньи был издан в 1818 — 1820 гг. в Париже под общим
названием «Полный курс механики в приложении к технике» в восьми томах—первое сочинение по «прикладной» механике. Эта работа представляет собой настоящую энциклопедию машиноведения
начала XIX в.; первый ее том посвящен общим вопросам теории машин, во втором
томе разбираются подъемные машины, в третьем — строительные, в четвертом —
гидравлические, в пятом — сельскохозяйственные, в шестом — машины, применяемые
в различных производствах, в седьмом — текстильные машины и в восьмом —
автоматы и театральные машины. Кроме того, Борньи
издал еще две работы по прикладной механике — «Словарь механики в приложении к
технике» и «Теорию элементарной механики». Аналитическое исследование машин Борньи несколько отклоняется от того, который был принят
учениками и последователями Монжа. Его исходным положением является развитие
структурной идеи, выдвинутой Эйлером и развитой Ашеттом
для случая элементарной машины. Борньи устанавливает,
что каждая машина состоит из частей, имеющих аналогичное назначение. Он
насчитывает шесть порядков таких частей машин: приемники, передачи,
модификаторы, основания, регуляторы и операторы (рабочие органы). Изучение
двигателей Борньи выделяет в отдельную главу, причем»
относит к ним различные модификации приложения силы животных, воды, ветра и
сгораемых субстанций. Каждый порядок он делит на классы, а последние—на типы (genres), виды (especes), разновидности (varietes).
Хотя Борньи и разграничивает понятия двигателя и
приемника, все же в ряде мест он указывает, что двигатель по отношению к машине
может быть не только внешним объектом, действующим на ее приемник, но иногда
может войти в ее состав. Борньи считает прикладную
механику частью технологии. Исходя из этого, он подразделяет прикладную
механику на две части, относя к первой классификацию элементов машин, а ко
второй — описание машин. Элементарные машины представлены Борньи
схематически и сведены в таблицы в соответствии с принятой им систематикой. К
первому классу первого порядка (приемники) Борньи
относит «зоологические» приемники, которые подразделяются на два типа:
приемники, приводимые в движение силой человека, и приемники, приводимые в
движение силой животных. Второй класс составляют гидравлические приемники. К
этому классу автор относит гидравлические колеса, колеса, приводимые в движение
силами прилива и отлива, гидравлические балансиры, нории, винтовые приемники,
приемники, воспринимающие давление водяного столба, поршневые машины. Третий
класс составляют термические приемники, к которым Борньи
относит приемники поршневые, беспоршневые (типа
машины Савари) и вращающиеся. К четвертому классу он
относит ветряные двигатели, к пятому — зависимые двигатели и новые
разновидности двигателей.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Строительная механика
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов