Музей разрушений

 

Разрушение вала ведущего колеса автомобиля ЗАЗ-965 после 30 лет эксплуатации

 

Приводной вал (выделен на рисунке справа красным цветом) имеет с одной стороны фланец, к которому крепится диск колеса. На другом конце вала имеются шлицы для передачи крутящего момента от двигателя на колесо. Вал работает в условиях кручения и изгиба.

Разрушение произошло после примерно 30 лет эксплуатации. Валы обоих ведущих колес разрушились практически одновременно (с разбросом около месяца), хотя характер разрушения был различен.

 

 

Процесс разрушения начинается с появления микротрещины, которая с течением времени увеличивается. На рисунке слева видно, что только в одном месте возникает наибольший момент, а значит и наибольшее напряжение. Это объясняет появление трещины.

Если рассмотреть какую-либо точку на поверхности вала, то можно увидеть, что за один полный оборот оси точка попеременно попадает из зоны растяжения в зону сжатия. Напряжения меняются по синусоидальному закону.

 

Под влиянием переменных напряжений края образующейся трещины то расходятся, то сходятся, нажимая друг на друга, благодаря чему происходит обмятие краев трещины, сглаживание, шлифование поверхности. С увеличением трещины уменьшается размер неразрушенной части детали, воспринимающей всю нагрузку. Вследствие роста трещины сечение ослабнет настолько, что возникающие в нем напряжения значительно возрастут и материал не сможет их выдержать.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru