Разрушение вала ведущего
колеса автомобиля ЗАЗ-965 после 30 лет эксплуатации
Приводной вал (выделен на рисунке справа красным цветом) имеет с одной стороны фланец, к которому крепится диск колеса. На другом конце вала имеются шлицы для передачи крутящего момента от двигателя на колесо. Вал работает в условиях кручения и изгиба. Разрушение произошло после примерно 30 лет эксплуатации. Валы обоих ведущих колес разрушились практически одновременно (с разбросом около месяца), хотя характер разрушения был различен. |
|
|
|
|
Процесс разрушения начинается с появления микротрещины,
которая с течением времени увеличивается. На рисунке слева видно, что только
в одном месте возникает наибольший момент, а значит и наибольшее напряжение.
Это объясняет появление трещины. |
Если рассмотреть какую-либо точку на поверхности вала, то
можно увидеть, что за один полный оборот оси точка попеременно попадает из
зоны растяжения в зону сжатия. Напряжения меняются по синусоидальному закону.
|
|
Под влиянием переменных напряжений края образующейся
трещины то расходятся, то сходятся, нажимая друг на друга, благодаря чему
происходит обмятие краев трещины, сглаживание,
шлифование поверхности. С увеличением трещины уменьшается размер неразрушенной части детали, воспринимающей всю нагрузку.
Вследствие роста трещины сечение ослабнет настолько, что возникающие в нем
напряжения значительно возрастут и материал не сможет их выдержать. |
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Строительная механика
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов