Разрушение дисков паровых
турбин
Трещины в диске 12-й ступени турбины ВК-100-2 ЛМЗ
Сталь 34ХН3М. После 16.5 тыс.часов работы произошла поломка нескольких лопаток 12-й ступени. Все лопатки были срезаны и диск продолжал работать без лопаток. Через полгода на полотне диска были обнаружены трещины:
|
|
трещины в полотне диска
|
|
|
|
Трещины расположены преимущественно со стороны паровпуска. Трещины тонкие, четкие, сильно разветвленные, начинаются от поверхности и проникают на глубину 25-35 мм (в ступице - 60-65 мм). Повреждение характеризовано авторами работы как коррозионно-механическое (на данной станции из-за низкого качества пара не реже 1 раза в месяц проводились промывки турбины, на др. станциях таких разрушений не наблюдалось).
Турбины Т-100-130 ТМЗ
Диски - сталь 34ХН3МА. Из 120 турбин на 45% было выявлено растрескивание дисков 18-23 ступеней: 18 ст. - 3%, 19 - 10%, 20 - 17%, 21 - 32%, 22 - 40%, 23 - 35%.
|
Длительность эксплуатации (тыс. час.) |
||||
до 50 |
50-80 |
80-100 |
100-130 |
более 130 |
|
Осмотрено турбин |
30 |
26 |
20 |
22 |
22 |
Из них имеют трещины в дисках |
4 |
5 |
7 |
16 |
20 |
По свойствам: из имевших предел текучести 720-760 МПа (по сертификатам) растрескивание выявлено у 5-10%, а 880-920 МПа - 55-75%. Фрактографический анализ - коррозия под напряжением.
|
|
|
|
ступичная часть |
Источник:
Исследование изломов. Методические рекомендации и атлас поврежденных деталей
проточной части турбины./Резинских В.Ф., Гинзбург
Э.С., Клыпина А.М. и др.- М.: Всероссийский
теплотехнический научно-исследовательский институт.-1993 - 132 с.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Строительная механика
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов