Содержание
Основные понятия. Крутящий момент
Построение эпюр крутящих моментов
Напряжения в поперечном сечении
Условие прочности при кручении вала
круглого и кольцевого сечения
Рациональная форма сечения вала
Деформации при кручении и условие жесткости
вала
Расчеты на прочность и жесткость валов
круглого и кольцевого сечений
Потенциальная энергия деформации при
кручении
Статически неопределимые задачи на кручение
Кручение бруса с некруглым поперечным
сечением
Расчет заклепок на смятие и листов на
разрыв
Дополнительные задачи на сдвиг
Расчет сварных соединений при
проектировании строительных конструкций
Расчет винтовых пружин с малым шагом витков
Под кручением понимается
такой вид деформации, когда в поперечных сечениях бруса действует только
крутящий момент Mk, (другое
обозначение T, Mz), а остальные
силовые факторы (нормальная и поперечная силы и изгибающие моменты)
отсутствуют.
Или другое определение кручением
называют деформацию, возникающую при действии на стержень пары сил,
расположенной в плоскости, перпендикулярной к его оси (рис. 5.1).
Кручение возникает в валах, винтовых пружинах, в элементах пространственных конструкций и т.п.
Деформация кручения наблюдается если прямой брус нагружен внешними моментами (парами сил M), плоскости действия которых перпендикулярны к его продольной оси
В чистом виде деформация кручения встречается редко, обычно присутствуют и другие внутренние силовые факторы (изгибающие моменты, продольные силы).
Стержни круглого или кольцевого сечения, работающие на кручение, называют валами.
Внешние крутящие моменты передаются на вал в местах посадки на него шкивов, зубчатых колес, там, где поперечная нагрузка смещена относительно оси вала.
Мы будем рассматривать прямой брус только в состоянии покоя или равномерного вращения. В этом случае алгебраическая сумма всех внешних скручивающих моментов, приложенных к брусу, будет равна нулю.
При расчете брусьев, испытывающий деформацию кручения, на прочность и жесткость при статическом действии нагрузки, надо решить две основные задачи. Это определение напряжений (от Mk), возникающих в брусе, и нахождение угловых перемещений в зависимости от внешних скручивающих моментов.
При расчете валов обычно бывает известна мощность, передаваемая на вал, а величины внешних скручивающих моментов, подлежат определению. Внешние скручивающие моменты, как правило, передаются на вал в местах посадки на него шкивов, зубчатых колес и т.п.
В ряде случаев величины внешних крутящих моментов определяются по величине потребляемой мощности и по скорости вращения вала. Если вал делает в минуту n оборотов, то угол поворота вала за 1 сек, выраженный в радианах, равен Работа крутящего момента Mk за 1 сек, т. е. мощность N, передаваемая валом, равна произведению величины момента на угол поворота вала (в радианах) за 1 сек:
где мощность N выражена в кГ∙м/сек.
Если мощность N задана в лошадиных силах (л.с.), то
Если мощность N задана в киловаттах, то, учитывая, что 1 л.с. равна 0,736 кВт, получаем
Для определения напряжений и деформаций вала необходимо знать значения внутренних крутящих моментов Mk (Mz) в поперечных сечениях по длине вала. Диаграмму, показывающую распределение значений крутящих моментов по длине бруса, называют эпюрой крутящих моментов. Зная величины внешних скручивающих моментов и используя метод сечений, мы можем определить крутящие моменты, возникающие в поперечных сечениях вала.
В простейшем случае, когда вал нагружен только двумя внешними моментами (эти моменты из условия равновесия вала ΣMz=0 всегда равны друг другу по величине и направлены в противоположные стороны), как показано на рис. 5.1, крутящий момент Mz в любом поперечном сечении вала (на участке между внешними моментами) по величине равен внешнему моменту |M1|=|M2|.
Рис. 5.1
В более сложных случаях, когда к валу приложено несколько внешних моментов, крутящие моменты Mk в поперечных сечениях различных участков вала неодинаковы.
На основании
метода сечений крутящий момент в
произвольном поперечном сечении вала численно равен алгебраической сумме
внешних скручивающих моментов, приложенных к валу по одну сторону от
рассматриваемого сечения.
При расчетах на прочность и жесткость знак крутящего момента не имеет никакого значения, но для удобства построения эп. Mk примем следующее правило знаков: крутящий момент считается положительным, если при взгляде в торец отсеченной части вала действующий на него момент представляется направленным по ходу часовой стрелки (рис.5.2).
В технике употребляется терминология « винт
с правой нарезкой» или «…с левой нарезкой…», причем правый винт наиболее
распространен, являясь стандартом. Полезно заметить, что при навинчивании гайки
на правый винт мы прикладываем положительный момент Mкр , а при свинчивании гайки – отрицательный.
Рис. 5.2
При наличии распределенной моментной нагрузки m (рис.5.3) крутящие моменты МК связаны дифференциальной зависимостью
из которой вытекает следующая формула:
где – крутящий момент в начале участка.
Согласно формуле (5.2) на участках с равномерно распределенной нагрузкой m крутящий момент изменяется по линейному закону. При отсутствии погонной нагрузки (m = 0) крутящий момент сохраняет постоянное значение (МК = МКо = const). В сечениях, где к валу приложены сосредоточенные скручивающие моменты, на эпюре МК возникают скачки, направленные вверх, если моменты направлены против часовой стрелки, либо вниз – при обратном направлении моментов.
Рис. 5.3
На рис. 5.4, а изображен стержень, жестко защемленный в правом концевом сечении, к которому приложены три внешних скручивающих момента.
Рис. 5.4
В нашем случае крутящие моменты в их поперечных сечениях удобно выражать через внешние моменты, приложенные со стороны свободного конца бруса.
Это позволяет определять крутящие моменты, не вычисляя реактивного момента, возникающего в заделке.
Крутящий момент Mz1 в сечении I численно равен M1=200 нм и, согласно принятому правилу знаков, положителен.
Крутящий момент Mz2 в сечении II численно равен алгебраической сумме моментов M1 и M1, т.е. Mz2 =200-300=-100 нм, а его знак зависит от соотношения этих моментов.
Аналогичным образом вычисляется крутящий момент Mz3 в сечении III: Mz3 =200-300+500=400 нм.
Изменение крутящих моментов по длине вала покажем с помощью эпюры крутящих моментов. На рис. 5.4, б показана такая эпюра для стержня, изображенного на рис. 5.4, а.
Каждая ордината эп. Mk в принятом масштабе равна величине крутящего момента, действующего в том поперечном сечении бруса, которому соответствует эта ордината.
В сечении, в котором к брусу приложен внешний скручивающий момент, ордината эпюры изменяется скачкообразно на величину, равную значению этого момента.
Следует учитывать, что наибольший внешний скручивающий момент, приложенный к брусу, не всегда равен наибольшему крутящему моменту, по которому ведется расчет бруса на прочность и жесткость.
Построить эпюру крутящих моментов для жестко защемленного стержня (рис.5.4.1, а).
Рис.5.4.1
Решение.
Следует отметить, что алгоритм и принципы построения эпюры крутящих моментов полностью совпадают с алгоритмом и принципами построения эпюры продольных сил.
1. Намечаем характерные сечения.
2. Определяем крутящий момент в каждом характерном сечении.
3. По найденным значениям строим эпюру (рис.5.4.1, б).
Пример
2.
Рассмотрим расчетную схему вала, нагруженного двумя
сосредоточенными моментами М и 2М и распределенными по длине: т (рис. 5.4.2).
Рис.
5.4.2. Построение эпюры внутренних
крутящих моментов:
а – расчетная схема; б – первый участок, левая часть; в – второй
участок, левая часть;
г – третий участок, правая часть; д – эпюра внутренних крутящих моментов
Решение.
В исходных сечениях 1–1; 2–2; 3–3 задаются положительными значениями
внутренних крутящих моментов М1, М2,
М3. Пусть .
Для первого участка (рис. 5.4.2, б):
ΣMk = M1 + M = 0;
M1 = –M = ml = const.
Для второго участка (рис. 5.4.2, в):
Для третьего участка (рис. 5.4.2, г):
Границы измерения параметра х3 в следующей системе координат:
Тогда
Отмеченные значения ординат откладываются на эпюре
внутренних крутящих моментов (рис. 5.4.2, д).
Пример
3.
На рис. 5.4.3 дан пример определения по
методу сечений внутренних крутящих моментов по участкам и внизу (ри.5.4.3, с)
изображена суммарная эпюра Мкр.
Рис.5.4.3. a) заданный стержень с нагрузкой; b) отсеченные части стержня;
с) эпюра крутящих моментов.
Решение.
В
данном случае для консольного стержня вести вычисления удобно, идя справа
налево, начав их с 3–го участка.
Участок
3 (рис. 5.4.3, b). Неизвестный момент Mкр3 прикладываем к отсеченной части как положительный, после чего пишем
условие равновесия отсеченной части:
Σотсеч mz3=Mкр3 +5=0; → Mкр3 = -5 тм,
(0≤z3 ≤2).
Участок 2 (рис. 5.4.3, b). Положение
сечения фиксируем с помощью местной координаты z2 :
Σотсеч mz2= Mкр2 +3(4-z2 )
-15 +5=0; → Mкр2 =10 – 3(4-z2), (0≤z2≤2).
Точка
z2 =0, Mкр2 =10 – 12= -2 тм.
Точка
z2 =4, Mкр2 =10 – 0= 10 тм.
Участок
1 (рис. 5.4.3, b):
Σотсеч mz1= Mкр1 +3∙4+5+5-15=0; → Mкр1 = -7 тм,
(0≤z1 ≤2).
Найдем
реактивный момент в заделке M0 из условия равновесия всего стержня Σmz =0, это дает M0 +3∙4+5+5-15=0 и M0 = -7 тм, что совпадает с Mкр1 , найденным на участке 1 по методу сечений. Этого конечно следовало
ожидать, так как по существу реактивный момент – это внутреннее усилие, действующее
в поперечном сечении, где соединены торец стержня и
заделка.
Опыты показывают, что если на поверхности бруса круглого сечения нанести прямоугольную сетку, а на торцевой поверхности нанести радиальные линии (рис.5.5), то после деформации кручение окажется что:
- все образующие поворачиваются на один и тот же угол , а прямоугольники, нанесенные на поверхности, превращаются в параллелограммы;
- торцевые
сечения остаются круглыми, плоскими, расстояния между ними не меняются;
- каждое
сечение поворачивается относительно другого на некоторый угол ,
называемый углом закручивания;
- радиальные линии на торцевой поверхности остаются прямыми.
На основании этих наблюдений можно заключить, что может быть принята гипотеза Бернулли (гипотеза плоских сечений), а в вале возникают условия чистого сдвига, в поперечных сечениях действуют только касательные напряжения, нормальные напряжения равны нулю.
Рассмотрим поперечное сечение вала, расположенное на некотором расстоянии z от торцевого, где Мк=T (рис.5.5). На элементарной площадке dF будет действовать элементарная сила , момент который относительно оси вала равен . Крутящий момент Мк, в сечении равен
Рис.5.5
Для того чтобы проинтегрировать это выражение необходимо знать закон распределения напряжений в сечении. Выделим из вала элементарное кольцо длиной dz и толщиной (рис.5.6).
Правый торец элемента повернется относительно левого на угол , образующая СВ повернется на угол и займет положение СВ1. Угол - относительный сдвиг. Из треугольника ОВВ1 найдем:
Рис.5.6 Рис.5.7
Из треугольника СВВ1: . Откуда, приравнивая правые части, получим
На основании закона Гука при сдвиге:
Подставим выражение (5.2) в (5.1):
Откуда
Подставим значение в выражение (5.4) получим:
Таким образом, касательные напряжения при кручении прямо пропорциональны расстоянию от центра тяжести сечения до рассматриваемой точки и одинаковы в точках, одинаково удаленных от центра тяжести сечения (рис. 5.7). При получим . Наибольшие напряжения возникают в точках контура сечения при :
Величина
отношения полярного момента инерции к радиусу вала называется моментом
сопротивления сечения при кручении или полярным моментом сопротивления
Для сплошного круглого сечения
Для кольцевого сечения
где
Тогда максимальные касательные напряжения равны
Условие прочности при кручении с учетом принятых обозначений формулируется следующим образом: максимальные касательные напряжения, возникающие в опасном сечении вала, не должны превышать допускаемых напряжений и записывается в виде
где - берется либо на основании опытных данных, либо (при отсутствии нужных опытных характеристик) по теориям прочности, соответствующим материалу. Например, из теорий прочности для хрупких материалов, примененных для чистого сдвига, следуют такие результаты:
- из второй теории прочности
- из теории Мора
Из теорий прочности для пластичных материалов при чистом сдвиге получим:
- по третьей теории прочности
- по четвертой теории прочности
Как следует из закона парности касательных напряжений, одновременно с касательными напряжениями, действующими в плоскости поперечного сечения вала, имеют место касательные напряжения в продольных плоскостях. Они равны по величине парным напряжениям, но имеют противоположный знак. Таким образом, все элементы бруса при кручении находятся в состоянии чистого сдвига. Так как чистый сдвиг является частным случаем плоского напряженного состояния, при котором , то при повороте граней элемента на 450 в новых площадках обнаруживаются только нормальные напряжения, равные по величине (рис.5.8).
Рассмотрим возможные виды разрушения валов, изготовленных из различных материалов при кручении. Валы из пластичных материалов чаще всего разрушаются по сечению, перпендикулярному к оси вала, под действием касательных напряжений, действующих в этом сечении (рис.5.9,а). Валы из хрупких материалов, разрушаются по винтовой поверхности наклоненной к оси вала под углом 450, т.е. по направлению действия максимальных растягивающих напряжений (рис.5.9,б). У деревянных валов первые трещины возникают по образующим цилиндра, так как древесина плохо сопротивляется действию касательных напряжений, направленных вдоль волокон (рис.5.9,в).
Рис.5.8
Рис.5.9
Таким образом, характер разрушения зависит от способности материала вала сопротивляться воздействию нормальных и касательных напряжений. В соответствии с этим, допускаемые касательные напряжения принимаются равным - для хрупких материалов и - для пластичных материалов.
Анализируя
эпюру касательных напряжений (рис.5.7) можно отметить, что наибольшие напряжения
возникают на поверхности вала, в центральной части они значительно меньше и на
продольной оси равны нулю. Следовательно, в сплошном валу материал, находящийся
в центральной части в значительной степени недогружен, его вклад в прочность
вала мал. Поэтому рациональным
для валов считается кольцевое сечение.
Из выражения (5.5) следует, что
интегрируя которое по длине вала, получим:
Если Мк = const и по всей длине вала, то абсолютный угол закручивания
где - жесткость вала при кручении.
При скачкообразном изменении по длине бруса крутящего момента угол закручивания между его начальным и конечным сечениями определяется как сумма углов закручивания по участкам с постоянным Mk
Угол закручивания, приходящийся на единицу длины, называют относительным углом закручивания
Для обеспечения требуемой жесткости вала необходимо, чтобы наибольший относительный угол закручивания не превосходил допускаемого:
Эта формула выражает условие жесткости вала при кручении. Обычно принимается на 1 м длины вала.
При расчетах на прочность при кручении (также как и при растяжении) могут решаться три задачи:
а) проверочный расчет – проверить, выдержит ли вал приложенную нагрузку;
б) проектировочный расчет - определить размеры вала из условия его прочности;
в) расчет по несущей способности - определить максимально допустимый крутящий момент.
- При проверочном расчете на прочность рекомендуется следующий порядок расчета валов при кручении:
1) по схеме вала и действующим на него скручивающим моментам строят эпюру внутренних крутящих моментов по отдельным участкам;
2) выбирают материал для рассчитываемого вала и определяют для этого материала допускаемое напряжение, например по формуле (5.9), ;
3) для участка вала с максимальным по модулю значением крутящего момента записывают условие прочности при кручении
- Проектировочный расчет проводится, исходя из условия прочности на основе следующего соотношения:
Для сплошного круглого сечения , отсюда можем записать выражение для определения диаметра вала из условия его прочности:
Для кольцевого сечения
Определив размеры вала из условия прочности, проверяют вал на жесткость.
Условие жесткости требует, чтобы максимальный относительный угол закручивания , был меньше или в предельном случае равен допускаемому углу закручивания единицы длины вала, т.е.
Из условия прочности можно найти необходимый для обеспечения прочности полярный момент сопротивления сечения, а по нему и диаметр вала:
но Wp = 0,2d3, поэтому
Из формулы (5.11) можно найти необходимый полярный момент инерции сечения, а по нему и диаметр вала
В этой формуле допускаемый относительный угол закручивания должен быть выражен в радианах; если этот угол дан в градусах, то соотношение для определения Ip будет выглядеть следующим образом:
но Ip = 0,1d 4 , поэтому
Из двух диаметров, рассчитанных по формулам (5.12) и (5.13), в качестве окончательного диаметра выбирается больший, который обычно округляется до целых миллиметров.
В случае расчета размеров вала кольцевого поперечного сечения при заданном соотношении внутреннего dвн и наружного диаметров d, т.е. при заданном параметре k = dвн /d, формулы (5.12) и (5.13) принимают вид:
Пример
4.
Подобрать диаметр сплошного вала, передающего мощность N=450 л.с. при частоте вращения n=300 об/мин. Угол закручивания не должен превышать одного градуса на 2 метра длины вала; МПа, МПа.
Решение.
Крутящий момент определяем из уравнения
Диаметр вала по условию прочности определяется из уравнения
Диаметр вала по условию жесткости определяется из уравнения
Выбираем больший размер 0,112 м.
Пример
5.
Имеются два равнопрочных вала из одного материала, одинаковой длины, передающих одинаковый крутящий момент; один из них сплошной, а другой полый с коэффициентом полости . Во сколько раз сплошной вал тяжелее полого?
Решение.
Равнопрочными валами из одинакового материала считаются такие валы, у которых при одинаковых крутящих моментах, возникают одинаковые максимальные касательные напряжения, то есть
Условие равной прочности переходит в условие равенства моментов сопротивления:
Откуда получаем:
Отношение весов двух валов равно отношению площадей их поперечных сечений:
Подставляя в это уравнение отношение диаметров из условия равной прочности, получим
Как показывает этот результат, полый вал, будучи одинаковым по прочности, вдвое легче сплошного. Это объясняется тем, что в силу линейного закона распределения касательных напряжений по радиусу вала, внутренние слои относительно мало нагружены.
Пример
6.
Найти мощность в квт, передаваемую валом, если диаметр сплошного вала d=0,15 м, число оборотов вала в минуту n=120, модуль сдвига и угол закручивания участка вала длиной 7,5 м равен 1/15 радиан.
Решение.
Из формулы
Определим передаваемую мощность
Пример
7.
Определить, на сколько процентов увеличится наибольшее напряжение вала при кручении, если в валу сделано центральное отверстие (С=0,4).
Решение.
Полагая , получим следующие выражения для напряжений сплошного и полого валов:
Искомая разница в напряжениях
Пример
8.
Заменить сплошной вал диаметра d=300 мм полым равнопрочным валом с наружным диаметром =350 мм. Найти внутренний диаметр полого вала и сравнить веса этих валов.
Решение.
Наибольшие касательные напряжения в обоих валах должны быть равными между собой:
Отсюда определим коэффициент С
Внутренний диаметр полого вала
Отношение весов равно отношению площадей поперечных сечений:
Из приведенных примеров 5 и 6 видно, что изготовление пустотелых валов, т.е. валов, у которых малонагруженная внутренняя часть удаляется, является весьма эффективным средством снижения затраты материала, а следовательно, и облегчения веса валов. При этом наибольшие напряжения, возникающие в пустотелом валу, мало отличаются от максимальных напряжений в валу сплошного сечения при том же наружном диаметре.
Так в примере 5 за счет сверления при , дающем облегчение вала на 16%, максимальные напряжения в наружных волокнах полого вала возросли всего на 2,6%. В примере 6 равнопрочный пустотелый вал, но с несколько большим наружным диаметром по сравнению со сплошным валом, оказался легче сплошного на 53,4%. Эти примеры наглядно свидетельствуют о рациональности применения пустотелых валов, что широко используется в некоторых областях современного машиностроения, в частности, в моторостроении.
Пример
9.
На участке сплошного круглого вала D=10 см действует крутящий момент Т=8 кHм. Проверить прочность и жёсткость вала, если τadm=50 МПа, Кt adm=0,5 град/м и модуль сдвига G=0,8∙105 МПа.
Решение.
Условие безопасной прочности
Выразив Kt в размерности град/м, получим
что превышает величину допускаемого относительного угла закручивания Kt adm=0,5 град/м на 16%.
Следовательно – прочность вала обеспечена τмax=40,75 МПа < 50 МПа, а жёсткость не обеспечена.
Пример
10.
Стальной вал кольцевого сечения D=10 см, d=8 см
нагружен моментом, вызвавшим τмах=τadm=70 МПа. Что произойдёт,
если этот вал заменить сплошным круглым валом диаметром 8 см (материал
сохранён).
Решение.
Максимальные касательные напряжения в вале
Для кольцевого сечения а для вала
сплошного сечения . По условию для вала кольцевого сечения τмах=70
МПа, очевидно, что для вала сплошного сечения максимальные напряжения будут
больше во столько раз, во сколько его момент сопротивления меньше.
Пример
11.
Для сплошного вала (пример 10) определить появились ли
пластические деформации, если известно, что nadm=1,8?
Решение.
Для пластичных материалов nadm=τmax/τadm, следовательно τу
=70∙1,8=126 Мпа.
Действующие напряжения превысили предел текучести, следовательно появились пластические деформации.
Пример
12.
К стальному валу (см.рис.5.10) приложены скручивающие моменты: М1, M2, M3, M4. Требуется:
1) построить эпюру крутящих моментов;
2) при заданном значении определить диаметр вала из расчета на прочность и округлить его величину до ближайшей большей, соответственно равной: 30, 35, 40, 45, 50, 60, 70, 80, 90, 100 мм;
3) построить эпюру углов закручивания;
4) найти наибольший относительный угол закручивания.
Дано: М1 = М3 = 2 кНм, М2 = М4 = 1,6 кНм, а = b = с = 1,2 м, = 80 МПа.
Рис.5.10
Решение.
1. Построить эпюру крутящих моментов.
При построений эпюр Мкр примем следующее правило знаков: крутящий момент считается положительным, если при взгляде в торец отсеченной части бруса действующий на него момент представляется направленным по движению часовой стрелки.
Крутящие моменты, возникающие в поперечных сечениях брусьев, определяются по внешним окручивающим моментам с помощью метода сечений. На основании метода сечения крутящий момент в произвольном поперечном сечении бруса численно равен алгебраической сумме внешних скручивающих моментов, приложенных к брусу по одну сторону от рассматриваемого сечения.
Для брусьев, имеющих один неподвижно закрепленный (заделанный) и один свободный конец, крутящие моменты всех поперечных сечений удобно выражать через внешние моменты, приложенные с той стороны от рассматриваемого сечения, с которой расположен свободный конец. Это позволяет определять крутящие моменты, не вычисляя реактивного момента, возникающего в заделке.
Для построения эпюры крутящих моментов необходимо найти величины крутящих моментов на каждом участке вала.
I участок (КД):
II участок (СД):
III участок (СВ):
IV участок (ВА):
По значению этих моментов строим эпюру Мкр в выбранном масштабе. Положительные значения Мкр откладываем вверх, отрицательные - вниз от нулевой линии эпюры (см. рис.5.11).
Рис.5.11
2. При заданном значении определим диаметр вала из расчета на прочность.
Условие прочности при кручении имеет вид
- максимальный крутящий момент, взятый по абсолютной величине. Определяется из эпюры Мкр (рис.5.11).
кНм;
- полярный момент сопротивления для сплошного круглого вала.
Диаметр вала определяется по формуле
Принимаем d = 50 мм = 0,05 м.
3. Построим эпюру углов закручивания.
Угол закручивания участка вала длиной l постоянного поперечного сечения определяется по формуле
где - жесткость сечения вала при кручении.
- полярный момент инерции круглого вала
Вычислим углы закручивания сечений В, С, D и К относительно закрепленного конца вала (сечения А)
Строим эпюру углов закручивания (рис.5.11).
4. Найдем наибольший относительный угол закручивания
Пример
13.
Определить напряжения и погонный угол закручивания стальной разрезной трубы (рис.5.12), имеющей диаметр средней линии d=97,5 мм и толщину мм. Крутящий момент – 40 Нм. Модуль сдвига материала трубы МПа. Сравнить полученные напряжения и угол закручивания с напряжением и углом закручивания для сплошной трубы.
Рис.5.12
Решение.
Касательные напряжения в разрезной трубе, представляющей собой тонкостенный стержень, определим по формуле
где - развернутая длина осевой линии трубы.
Напряжение в сплошной трубе определяется по формуле
Угол закручивания на метр длины для разрезной трубы определяется по формуле
Погонный угол закручивания для сплошной трубы определяется по формуле
Таким образом, в сплошной трубе по сравнению с разрезанной вдоль образующей при кручении напряжения меньше в 58,3 раза, а угол закручивания – в 1136 раз.
Элементарная работа статически приложенного внешнего момента Т на перемещении равна:
При чистом кручении Мк = Т и
Потенциальная энергия деформации
интегрируя выражение для элементарной работы по всей длине l стержня, получим
При Мк = const и = const, получим
Как известно, статически неопределимыми называют задачи, в которых число неизвестных опорных реакций или число внутренних усилий превышает число возможных уравнений статики. Один из методов решения статически неопределимых задач сводится к следующему:
а) составляются все возможные в данной задаче уравнения статики;
б) представляется картина деформации, происходящей в данной конструкции, и записываются деформационные уравнения, число которых должно быть равно степени статической неопределимости задачи;
в) решается совместная система уравнений статики и деформационных уравнений.
Определение напряжений в брусе с некруглым поперечным сечением представляет собой сложную задачу, которая не может быть решена методами сопротивления материалов. Причина заключается в том, что для некруглого поперечного сечения упрощающая гипотеза плоских сечений, оказывается неприемлемой. В данном случае поперечные сечения существенно искривляются, в результате чего заметно меняется картина распределения напряжений.
Таким образом, при определении углов сдвига, в данном случае, необходимо учитывать не только взаимный поворот сечений, но и деформации сечений в своей плоскости, связанная с искривлением сечений.
Задача резко усложняется тем, что для некруглого сечения, напряжения должны определяться как функции уже не одного независимого переменного , а двух - x и y.
Отметим некоторые особенности законов распределения напряжений в поперечных сечениях некруглой формы. Если поперечное сечение имеет внешние углы, то в них касательные напряжения должны обращаться в нуль. Если наружная поверхность бруса при кручении свободна, то касательные напряжения в поперечном сечении, направленные по нормали к контуру также будут равны нулю.
На рис. 4.3 показана, полученная методом теории упругости, эпюра касательных напряжений для бруса прямоугольного сечения. В углах, как видно, напряжения равны нулю, а наибольшие их значения возникают по серединам больших сторон:
в точке А
где - момент сопротивления при кручении, аналог полярного момента сопротивления поперечного сечения прямоугольного бруса;
Рис. 5.13
в точке В
здесь необходимо учесть, что b - малая сторона прямоугольника.
Значения угла закручивания определяется по формуле:
где - момент инерции при кручении, аналог полярного момента инерции поперечного сечения бруса.
Коэффициенты и зависят от отношения сторон h/b, и их значения приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Значения коэффициентов
для прямоугольных сечений
h/b |
|
|
|
1,0 |
0,208 |
0,140 |
1,0 |
1,2 |
0,219 |
0,166 |
- |
1,4 |
0,228 |
0,187 |
0,865 |
1,6 |
0,234 |
0,204 |
0,845 |
1,8 |
0,240 |
0,217 |
- |
2,0 |
0,246 |
0,229 |
0,796 |
2,5 |
0,258 |
0,249 |
- |
3,0 |
0,267 |
0,263 |
0,753 |
4,0 |
0,282 |
0,281 |
0,745 |
6,0 |
0,299 |
0,299 |
0,743 |
8,0 |
0,307 |
0,307 |
0,743 |
10,0 |
0,313 |
0,313 |
0,743 |
Более 10 |
0,333 |
0,333 |
0,743 |
Значения и для различных сечений приведены в табл.4.2.
Таблица 4.2. Геометрические характеристики жесткости и прочности для
некоторых сечений при кручении прямого бруса
Форма поперечного сечения |
Момент инерции при кручении
|
Момент сопротивления при кручении
|
Наибольшие касательные напряжения
|
Квадрат
|
|
|
В серединах сторон
В углах |
Круг с лыской
h/d>0,5 |
|
|
В середине плоского среза
|
Эллипс
h/b>1 |
|
|
В конце малой полуоси
большой
|
Равносторонний треугольник
|
|
|
В серединах сторон
в углах |
Правильный шести- или восьмиугольник
|
(для шестиугольника k=0,133, для восьмиугольника k=0,130) |
(для шестиугольника , для восьмиугольника ) |
В серединах сторон
в углах |
Форма клина
|
|
|
В точках длинных сторон ближе к широкому основанию
|
Полое эллиптическое сечение
|
(m>1);
() |
|
В конце малой полуоси , большой , при малой толщине (равномерно по сечению) |
Незамкнутое кольцевое сечение
|
|
|
В точках внутреннего и наружного сечения
|
Пример
14.
Имеются два равнопрочных вала из одного материала, одинаковой длины, передающие одинаковый крутящий момент; один из них круглого поперечного сечения, а другой - квадратного. Во сколько раз квадратный вал тяжелее круглого?
Решение.
Условие равной прочности имеет следующий вид:
где ; значение коэффициента определяется по таблице 4.1 и составляет для квадратного сечения (b=h) .
Из условия равной прочности получаем:
Отношение весов двух валов равно отношению площадей их поперечных сечений:
Подставляя в это уравнение отношение b/D из условия равной прочности, получим
Сдвигом
называют деформацию, представляющую собой искажение первоначально прямого
угла малого элемента бруса (рис.5.14) под действием касательных напряжений .
Развитие этой деформации приводит к разрушению, называемому срезом
или, применительно к древесине, скалыванием. Примером сдвига является резка полосы ножницами. На сдвиг работают
жесткие соединения конструкций – сварные, заклепочные и так далее.
Напряженное состояние, при котором на гранях выделенного элемента возникают только касательные напряжения τ, называется чистым сдвигом.
Деформация
сдвига оценивается взаимным смещением граней 1
– 1 и 2 – 2 малого элемента
(рис. 5.15), называемым абсолютным сдвигом и более полно – относительным
сдвигом (углом сдвига)
являющимся безразмерной величиной.