Во второй части своего труда [311] Ф.С.Ясинский тщательно проанализировал различные экспериментальные исследования устойчивости сжатых стержней и установил хорошую согласованность экспериментальных и теоретических результатов при условии правильного осуществления в экспериментах расчетной схемы и при напряжениях, не превышающих предел пропорциональности материала при сжатии.
Для вычисления критических напряжений за пределом пропорциональности Ф.С.Ясинский предложил такую же линейную зависимость их от гибкости, как и Л.Тетмайер. Коэффициенты этой зависимости он получил, обработав экспериментальные данные И.Баушингера, Л.Тетмайера и А.Консидера по способу наименьших квадратов.
Несколько позднее, в 1898г., в лекциях по устойчивости сжатых стержней Ф.С.Ясинский ввел понятие коэффициента снижения допускаемого напряжения на сжатие, который является функцией гибкости стержня. Этот разработанный Ф.С.Ясинским практический метод расчета сжатых стержней на устойчивость получил широкое распространение как в нашей стране (где он узаконен нормами ГОСТ), так и за рубежом.
Ф.Энгессер предложил в 1889 г. [359] для подсчета критической силы за пределами пропорциональности вводить в формулу Эйлера вместо модуля упругости переменную величину dσ/dε — касательный модуль упругости, определяемый из диаграммы сжатия материала. В связи с этим Ф.С.Ясинский опубликовал в 1895 г. статью [397], в которой указал, что предложение Ф.Энгессера ошибочно потому, что если при изгибе стержня на вогнутой стороне сжимающие его напряжения увеличиваются (нагружение) и действительно следует использовать касательный модуль упругости, то на выпуклой стороне сжимающие напряжения уменьшаются (разгрузка), и согласно закону разгрузки в этой области следует использовать обычный модуль упругости. Ф.Энгессер учел это замечание и в одном из последующих номеров этого же журнала в том же 1895г. дал правильное решение задачи [360]. Такое же решение было получено Т.Карманом в 1910 г. [398], который вывел формулу для приведенного модуля (модуль Энгессера — Кармана) в случае стержня прямоугольного поперечного сечения. Заметим, что первоначальное решение Ф.Энгессера [359] имеет смысл, если одновременно с изгибом происходит возрастание сжимающей нагрузки. Такая гипотеза была выдвинута инженером Ф.Шенли [479] в 1946 г. и затем Ю.Н.Работновым [239] в 1952г. Однако это не влечет развитие изгиба без разгрузки с выпуклой стороны стойки. Это отмечено в книге [225] механиков и инженеров Я.Г.Пановко и И.И.Губановой.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Строительная механика
Прикладная механика Детали машин Теория машин и механизмов