АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ

 

 

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ

(1888—1972)

Андрей Николаевич Туполев — выдающийся учёный, действительный член Академии наук СССР, автор проектов большого числа самолётов. Он родился в семье нотариуса. В 1908 г. поступил в Московское техническое училище (МВТУ — Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана), где под влиянием Жуковского увлёкся авиацией, участвовал в работе воздухоплавательного кружка училища, из которого вышло впоследствии много известных учёных и авиационных конструкторов.

Ещё в студенческие годы А. Н. Туполев проектировал и строил учебные планеры (на одном из которых совершил несколько полётов), аэродинамические трубы, участвовал в создании в МВТУ аэродинамической лаборатории.

В 1916 г. Туполев совместно с другими членами воздухоплавательного кружка МВТУ под руководством Н. Е. Жуковского участвовал в создании в Москве Авиационного расчётно-испытательного бюро — одного из первых научно-исследовательских центров в области авиационной техники.

В 1918 г. Туполев совместно с Н. Е. Жуковским и другими учёными и инженерами принимал участие в организации в Москве Центрального аэрогидродинамйческого института (ЦАГИ), ставшего впоследствии одним из крупнейших научных центров в области аэрогидромеханики. С 1918 по 1935 г. он был заместителем начальника ЦАГИ.

В ЦАГИ он возглавил отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства, принимал участие в проектировании, постройке и испытании аэросаней. Туполев был активным сторонником перехода на металлическое самолётостроение, и с октября 1922 г. был назначен руководителем Комиссии ЦАГИ по металлическим самолётам.

В 1923 г. по его проекту был построен лёгкий спортивный самолёт АНТ-1 (АНТ — начальные буквы имени, отечества и фамилии А. Н. Туполева). Это был свободнонесущий моноплан с двигателем водяного охлаждения мощностью 35л. с. Этот самолёт был смешанной, преимущественно деревянной конструкции, однако в ряде агрегатов уже был использован кольчугалюминий.

В мае 1924 г. был испытан в полёте первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 — свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла. На нём был установлен двигатель мощностью 100 л. с., скорость полёта достигала 170 км в час, высота полёта — 3300 м.

В 1925 г. руководимый Туполевым конструкторский коллектив ЦАГИ завершил постройку ещё двух цельнометаллических самолётов — АНТ-3 и АНТ-4.

АНТ-3 — цельнометаллический самолёт — полутораплан с мотором М-5 мощностью 400 л. с. Скорость его полёта превышала 200 км в час, потолок более 5 км. Этот самолёт был принят на вооружение советских военно-воздушных сил как самолёт-разведчик, однако в крупное серийное производство он запущен не был.

Большим успехом конструкторского бюро Туполева было создание цельнометаллического свободнонесущего тяжёлого моноплана АНТ-4 с двумя двигателями водяного охлаждения. По своим размерам этот самолёт был одним из крупнейших в мире (длина — 18м, размах крыла — 28,7 м, максимальный полётный вес — около 7,8 т).

Основным конструкционным материалом самолёта АНТ-4 был кольчугалюминий. Низкорасположенное свободнонесущее пятилонжеронное крыло (с гофрированной обшивкой и толстым профилем), в котором размещалось много топлива, позволяло обеспечить высокое значение грузоподъёмности и дальности полёта (1350 км при полезной нагрузке 1 т).

В 1927 г. в ЦАГИ было завершено проектирование (под общим руководством Туполева) самолёта-истребителя АНТ-5. Этот цельнометаллический одноместный самолёт-полутораплан обладал весьма высокими летно-тактйческими данными: скорость — 227 км в час, потолок — 7650 м. В 1929—1930 гг. под руководством Туполева было завершено проектирование многоцелевого самолёта АНТ-7, который в дальнейшем использовался по-разному: для дальней разведки, как самолёт сопровождения (воздушный крейсер), в морском варианте (на поплавках), а также как пассажирский самолёт (П-6).

В 1929—1931 гг. Туполевым были спроектированы и построены пассажирские самолёты АНТ-9 и АНТ-14. Первый из них представлял собой подкосный высокоплан с тремя двигателями воздушного охлаждения. Скорость его полёта превышала 200 км в час. Он был рассчитан на 9 пассажиров и в течение ряда лет использовался на воздушных линиях страны. Дальнейшим развитием этой схемы явился самолёт “Правда” (АНТ-14), на котором было установлено 5 двигателей. Его скорость превышала 230 км в час, он мог перевозить до 36 пассажиров.

Логическим развитием конструкции АНТ-4 явился созданный конструкторским коллективом ЦАГИ в 1930 г. самолёт АНТ-6, на котором было установлено 4 двигателя общей мощностью 2800 л. с. Его полётный вес составлял 16—19 т. В последующих модификациях перегрузочный полётный вес был доведён до 24 т. Самолёт АНТ-6 и его последующие модификации производились в большом количестве, находились в эксплуатации около 10 лет и использовались как боевые машины, а также для доставки научных экспедиций в район Северного полюса, как грузовой транспорт в системе гражданского воздушного флота и Главного управления Северного морского пути.

Дальнейшим развитием этой схемы явилось создание тяжёлых многомоторных цельнометаллических самолётов АНТ-16 (1933) и АНТ-20 (1934). Тяжёлый бомбардировщик АНТ-16 представлял собой шестимоторный свободнонесущий моноплан с размахом крыла 31 м. Полётный вес самолёта составлял 33 т, бомбовая нагрузка — 4т.

Большое значение в истории авиации имеет созданный под руководством Туполева самолёт “Максим Горький” (1934), в конструкции которого исключительно смело были решены вопросы увеличения размеров и тоннажа машины. Этот самолёт был самым крупным для своего времени восьмимоторным самолётом. Размах его крыльев составлял 63 м, длина самолёта — 32,5, высота на стоянке — 10,5 м„ общая мощность двигателей — около 7000 л. с., максимальная скорость — 260 км в час, дальность полёта при весе 42 т — 2 тыс. км. Самолёт мог вместить до 80 пассажиров.

В первой половине 30-х годов возглавляемый Туполевым конструкторский коллектив работал над созданием скоростных и пушечных истребителей. В период 1931—1933 гг. был построен и проходил лётные испытания опытный одноместный истребитель АНТ-23, в 1933 г. был создан скоростной истребитель АНТ-31, в феврале 1935 г. начались лётные испытания скоростного пушечного истребителя АНТ-29.

В 1932 г. ЦАГИ приступил к созданию рекордного самолёта АНТ-25. В июне 1933 г. был совершён первый полёт. Этот самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан с одним двигателем жидкостного охлаждения мощностью 860 л. с., и предназначался для дальних беспосадочных перелётов на расстояния более 10 тыс. км. В последующие годы на этом самолёте были установлены международные рекорды дальности полёта без посадки и совершён ряд выдающихся полётов, вошедших в историю мировой авиации. На этом самолёте экипажи советских лётчиков В. П. Чкалова и М. М. Громова совершили перелёт в Америку через Северный полюс.

В 1933—1934 гг. под руководством Туполева был спроектирован скоростной самолёт-бомбардировщик АНТ-40 с двумя двигателями мощностью 800 л. с. Это был первый советский фронтовой бомбардировщик, его скорость превышала 400 км в час, дальность полёта составляла 1000 км, на нём впервые была установлена гладкая металлическая обшивка.

В 1936 г. была завершена работа по созданию высотного скоростного бомбардировщика дальнего действия АНТ-42. Его потолок составлял 11 км, а на высоте 8—9 км скорость превышала 400 км в час.

Наряду с созданием сухопутных самолётов в ЦАГИ с середины 20-х годов проводилась работа по проектированию и постройке гидросамолётов. В 1930 г. было завершено строительство первого гидросамолёта АНТ-8, в 1934 г. был впервые опробован в воздухе АНТ-22, а также начались лётные испытания морского дальнего разведчика АНТ-27, который позднее был переоборудован в морской торпедоносец-бомбардировщик.

Последним гидросамолётом, сконструированным в конструкторском бюро Туполева, была морская летающая лодка АНТ-44, лётные испытания которой начались в апреле 1937 г. На этом самолёте было установлено несколько международных рекордов скорости полёта и подъёма груза на высоту.

В 1936 г. в ЦАГИ было организовано самостоятельное конструкторское бюро Туполева. Дальнейшая работа бюро была в основном посвящена подготовке военных самолётов. В 1942 г. началось производство бомбардировщика Ту-2 (Ту — начальные буквы фамилии Туполева) с двумя двигателями воздушного охлаждения мощностью до 1850 л. с. Самолёт развивал максимальную скорость 547 км в час на высоте 5400 м. Дальность полёта достигала 2100 км.

В послевоенные годы возглавляемое Туполевым конструкторское бюро подготовило к выпуску несколько типов боевых и транспортных самолётов, среди которых большую роль в ускорении технического прогресса авиапромышленности СССР сыграл Ту-4.

В начале 50-х годов в конструкторском бюро Туполева был создан один из первых в мировой авиации скоростной турбореактивный бомбардировщик с крылом большой стреловйдности Ту-16, который в дальнейшей модификации стал самолётом-ракетоносцем. На его основе был разработан также первый в СССР реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1955).

Создание самолёта Ту-104 сыграло большую роль в развитии гражданского воздушного флота СССР. Начиная с 1956 г. он стал основным типом самолётов на магистральных линиях “Аэрофлота”. Его скорость достигала 800—900 км в час, дальность полёта — 3—3,2 тыс. км. Этот самолёт мог перевозить до 100 пассажиров.

В 1957 г. был построен и прошёл лётные испытания ещё более крупный реактивный пассажирский самолёт Ту-114 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Он был рассчитан на дальность полёта до 9 тыс. км, развивал скорость 770 км в час и мог перевозить 170 пассажиров.

В 1962 г. начали поступать на воздушные линии 56-мёстные Ту-124, затем 72-мёстные Ту-134. В 1968г. был испытан самолёт Ту-154, рассчитанный на перевозку 164 пассажиров со скоростью до 1000 км в час на расстояние до 6 тыс. км. В декабре 1968 г. впервые в мире совершил испытательный полёт сверхзвуковой пассажирский реактивный самолёт Ту-144.

В 1972г. конструкторское бюро Туполева отметило своё пятидесятилетие. За эти годы под руководством Туполева было спроектировано и построено свыше 100 типов летательных аппаратов. В самолётостроении Туполевым была создана своя собственная школа. Под его руководством работали такие известные учёные и инженеры, как А. А. Архангельский, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, П. О. Сухой и др. Впоследствии все они стали известными авиационными конструкторами.

А. Н. Туполев был не только выдающимся авиационным конструктором, но и крупным учёным. Продолжая работы Н. Е. Жуковского, он разрабатывал основы аэродинамического расчёта самолёта, теорию расчёта на прочность и др. За научные заслуги он был избран в 1933 г. членом-корреспондентом, а в 1953 г.—действительным членом Академии наук СССР. Туполев был лауреатом Государственных и Ленинской премий. За исключительные заслуги он был награждён многими орденами и медалями СССР, трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Научные заслуги Туполева были отмечены не только в СССР, но и в Италии, Англии и Соединённых Штатах Америки. В 1970 г. Национальный центр развития средств воздушного транспорта Италии присудил Туполеву премию имени Леонардо да Винчи “За проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144”. В 1970 г. Туполев был избран почётным членом Королёвского общества аэронавтики Англии и награждён специальным дипломом этого общества. В 1971 г. его избрали почётным членом Института астронавтики и аэронавтики США.

До последних дней жизни Туполев работал с неизменной плодотворностью и самоотверженностью. Это был человек неистощимой энергии и большой силы воли.


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru