ФРИДРИХ АРТУРОВИЧ ЦАНДЕР

 

 

ФРИДРИХ АРТУРОВИЧ ЦАНДЕР

(1887—1933)

Фридрих Артурович Цандер — учёный и инженер в области авиационной и ракетно-космической техники, один из пионеров советского ракетостроения, автор ряда проектов ракет и двигателей. Родился в Риге в семье доктора медицины. Уже в детские и юношеские годы с увлечением читал научно-фантастические книги о путешествиях на другие планеты, мечтал о полётах к звёздам.

По окончании Рижского политехнического института (1914) Цандер переехал в Москву, где работал до конца жизни.

Начало научных изысканий Цандера в области межпланетных сообщений относится к 1907 — 1908 гг., когда он впервые стал задумываться над такими вопросами, связанными с устройством космических кораблей, как условия, определяющие форму корабля, место для горючего, переработку солнечного тепла, выбор движущей силы и др. Тогда же им были сделаны первые расчёты, относящиеся к истечению газов из сосудов, к работе, необходимой для преодоления притяжения Земли, и некоторым другим вопросам, связанным с проблемами астронавтики. В 1909 г. он впервые высказал мысль об использовании твёрдого строительного материала ракеты в качестве горючего, а в 1909 — 1911 гг. провёл вычисления, связанные с работой реактивного двигателя и определением количества энергии, необходимой для подъёма на большие высоты. В 1917 г. Цандер приступил к систематическим углублённым исследованиям в области межпланетных сообщений, посвятив этой проблеме всю жизнь.

Уже к началу 20-х годов Цандером был разработан ряд оригинальных предложений, связанных с устройством космического корабля, а именно:

1) снабжать межпланетный корабль при старте крыльями для полёта в плотных слоях атмосферы;

2) использовать в начальном участке подъёма космического корабля в качестве окислителя кислород окружающего воздуха;

3) использовать ставшие ненужными части межпланетного корабля в качестве дополнительного горючего;

4) использовать крылья для планирующего спуска на Землю и на другие планеты, обладающие атмосферой.

Эти предложения, по мнению Цандера, уже в ближайшее время могли решить проблему межпланетных сообщений.

Большое внимание уделял Цандер вопросам нахождения наиболее подходящих видов топлива для ракеты. Стремясь повысить скорость истечения продуктов сгорания из сопла реактивных двигателей, он предложил применять высококалорийное металлическое горючее. Цандер неоднократно возвращался к этой идее, продолжая развивать и совершенствовать её. Предлагал он применять в качестве дополнительного горючего и пластмассы.

Цандер понимал, однако, что металлическое топливо лишь не намного повысит скорость истечения продуктов сгорания. Поэтому он стремился найти другие виды энергии, которые позволили бы кардинально решить проблему межпланетных перелётов.

При этом Цандер чётко различал виды двигателей, пригодных для вывода космического корабля на орбиту и для осуществления межпланетных (и даже межзвёздных) перелётов.

Для полётов в межпланетном пространстве Цандер предлагал использовать силу давления света. Он считал возможным осуществить полёт с помощью зеркал, тончайших экранов либо соленоидов, непосредственно соединённых с космическим кораблём; а также с помощью развёрнутых в межпланетном пространстве огромных вращающихся зеркал, которые, собирая солнечные лучи, направляют пучки почти параллельных лучей на экраны, соединённые с космическим кораблём.

Очень большое внимание Цандер уделял вопросам астронавигации. Уже к 1925 г. им были довольно подробно рассмотрены такие вопросы, как движение космического корабля в гравитационном поле Солнца, планет и их спутников, определение траекторий и продолжительности перелётов, а также величины добавочных скоростей, необходимых для их осуществления.

Работая над решением проблем межпланетных сообщений, Цандер не ограничивался постановкой вопроса и его рассмотрением в общей форме, а стремился обосновать свой выводы подробными научно обоснованными расчётами. Цандер был первым в СССР инженером, посвятившим себя решению вопросов астронавтики, и это определило его подход к решению этих вопросов.

Начиная с 20-х годов Цандер наряду с разработкой проблем межпланетных сообщений всё большее внимание уделял и второму направлению своей исследовательской деятельности — разработке основ теории расчёта реактивных двигателей. Здесь Цандер выступил как талантливый теоретик и инженер, давший оригинальное решение ряда важных вопросов, связанных с проектированием реактивных двигателей. Им были написаны такие работы, как “Тепловой расчёт жидкостного ракетного двигателя”, “Применение металлического топлива в ракетных двигателях”, “Вопросы конструирования ракеты, использующей металлическое топливо”, “Сравнения расхода топлива для случаев, когда кислород берётся из атмосферы, и для случая, когда он запасён в ракете”, и др.

Наряду с проведением научно-исследовательской работы Цандер с энтузиазмом пропагандировал идеи межпланетных полётов. В 1921 г. он выступил на I Московской губернской конференции изобретателей с докладом о разработанном им проекте двигателя межпланетного корабля-аэроплана; в 1923 г. прочитал на заводе “Мотор” доклад о перелётах на другие планеты; в 1924 г. был инициатором создания в Москве Общества изучения межпланетных сообщений; в 1924— 1925 гг. прочитал в Москве, Ленинграде и других городах Советского Союза большое число лекций о проблемах космического полёта. Во второй половине 20-х годов Цандер неоднократно обращался в различные государственные и общественные организации с предложением организовать практическую работу в области ракетной техники на серьёзной научно-технической базе, а в начале 30-х годов явился одним из организаторов Группы изучения реактивного движения (ГИРД) в Москве и её первым руководителем.

Начиная с 1928 г. Цандер приступил к практическому осуществлению своих замыслов в области ракетной техники. Не оставляя своей мысли об использовании высококалорийных металлов в качестве дополнительного горючего, он проводил опыты по изготовлению лёгких сплавов, содержащих магний, и сжиганию их в воздухе.

В 1928г. он начал проектировать свой первый реактивный двигатель ОР-1 (опытный ракетный), с помощью которого он предполагал практически проверить принятые им методы расчёта и получить первые экспериментальные результаты.

Двигатель ОР-1 работал на бензине и кислороде воздуха. Его постройке предшествовали тщательные инженерные расчёты, при проведении которых Цандер решил ряд практических задач, связанных с работой реактивных двигателей. В период 1930—1932 гг. он провёл большое число испытаний этого двигателя.

Результаты, полученные при этих испытаниях, дали возможность перейти к созданию более совершённых двигателей, в которых в качестве окислителя применялся жидкий кислород. В 1932— 1933 гг. в ГИРДе под руководством Цандера велась работа по созданию жидкостных ракетных двигателей, предназначенных для установки на ракетоплане РП-1 (двигатель ОР-2) и в качестве силовой установки ракеты ГИРД-Х (двигатель 10).

Результаты исследований и расчётов Цандера в области теории жидкостных ракетных двигателей и теории космического полёта были обобщены им в книге “Проблема полёта при помощи реактивных летательных аппаратов”, вышедшей в 1932 г.

Преждевременная смерть не позволила Цандеру довести до конца многое из задуманного и разработанного им. Это сделали за него многочисленные соратники, ученики и последователи. 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Строительная механика

Прикладная механика  Детали машин  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru